В схема-терапии под режимами понимаются различные состояния, в которых человек может находиться в зависимости от ситуации и своих внутренних переживаний. Эти режимы представляют собой своеобразные "роли", которые человек принимает под влиянием своих дезадаптивных схем, эмоциональных реакций и стратегий выживания. Работа с режимами является важной частью схема-терапии, так как помогает человеку лучше понять свои внутренние состояния и научиться управлять ими.
Основные типы режимов
Режимы уязвимого ребенка:
Уязвимый ребенок: Человек в этом режиме может испытывать грусть, стыд, тревогу. Он не верит, что его потребности будут удовлетворены, не доверяет окружающим, считает, что от него откажутся рано или поздно. Ему может быть стыдно за себя, он чувствует отвержение. Окружающий мир видится ему опасным. Он чувствует себя одиноким и цепляется за других людей.
Покинутый ребенок: Человек ощущает себя брошенным, одиноким, непонятым, беспомощным. Этот режим часто связан с переживаниями из детства, когда человек не получал достаточной любви и поддержки.
Зависимый ребенок: Человек ощущает себя некомпетентным, слабым, неспособным справиться без помощи другого. Он чувствует, что не в силах выполнять взрослые задачи, обязанности.
Сердитый ребенок: В этом состоянии человек испытывает сильные негативные эмоции, такие как гнев, ярость, обида. Часто это возникает в ответ на то, что его базовые потребности не удовлетворяются.
Упрямый ребенок: В этом режиме человек чувствует недовольство, гнев, но не проявляет их активно, а демонстрирует упрямство, несогласие.
Импульсивный ребенок / недисциплинированный ребенок: Человек может проявлять гнев, нетерпение, стремление немедленно получить желаемое, что связано с недостатком навыков саморегуляции или ощущения границ. Может испытывать скуку, когда выполняет рутинные дела. Ему сложно терпеть дискомфорт, доводить до конца дела.
Критикующие режимы:
Пунитивный (наказывающий) критик Этот режим представляет собой внутренний голос, который осуждает, критикует и наказывает. Человек может чувствовать, что он недостаточно хорош или что он заслуживает наказания за свои ошибки.
Требовательный критик: В этом режиме человек чувствует постоянное давление, что он должен соответствовать высоким стандартам и ожиданиям, которые часто нереалистичны и приводят к постоянному стрессу.
Критик, внушающий чувство вины: Человек в этом режиме испытывает чувство вины перед другими и ощущает ответственность за их благополучие, будто обязан всем помогать и заботиться о каждом. В близких отношениях ему крайне сложно отказывать, устанавливать границы и говорить о своих нуждах, так как он считает, что потребности других намного важнее его собственных. Разочаровывать людей и быть причиной их негативных эмоций для него практически невыносимо.
Копинг-режимы:
Режим подчинения: Человек старается избежать конфликта и подчиняется другим, подавляя свои потребности и желания, чтобы избежать отвержения или наказания. Это режим согласия со схемой.
Режим избегания: Человек избегает ситуаций, которые вызывают дискомфорт или тревогу, может отстраняться, изолироваться или прибегать к деструктивным формам поведения (например, злоупотребление веществами).
Режим гиперкомпенсации: Человек пытается преувеличенно компенсировать свои внутренние страхи или слабости, например, проявляя чрезмерный контроль, агрессию или стремление к власти.
Режим здорового взрослого:
Здоровые (функциональные режимы)
Режим здорового взрослого: Это состояние, когда человек может здраво оценивать ситуацию, принимать обоснованные решения, заботиться о себе и других, удовлетворять свои потребности конструктивным образом. Этот режим является целью терапевтической работы, так как он помогает человеку интегрировать и уравновесить все остальные режимы.
Режим счастливого ребенка:
Режим счастливого ребенка: Это состояние, в котором человек чувствует себя в безопасности, любимым и удовлетворенным. Этот режим характеризуется ощущением радости, беззаботности и принятия.
Работа с режимами в схема-терапии
Основная задача терапевта — помочь человеку осознать свои режимы, научиться распознавать их в повседневной жизни и постепенно перейти к более здоровым способам реагирования. Например, терапевт может работать над тем, чтобы усилить режим здорового взрослого, который способен заботиться о внутреннем ребёнке и справляться с деструктивными режимами.
Понимание и управление своими режимами помогает человеку лучше справляться с эмоциональными трудностями, улучшать отношения и в целом чувствовать себя более уверенно и комфортно в жизни.