«Я живу сегодня, зачем мне думать о том, что было раньше?», «Если честно, я не уверен, что готов копаться в этом всем…», «Мне просто нужны навыки, чтобы разбираться сейчас».
Я часто встречаю недоумение в глазах клиентов, с которыми завожу разговор о работе с детскими травмами. Я работаю в русле когнитивно-поведенческой терапии, которая, в принципе, задумана, как работа с мыслями в текущий момент. Более того, одна из целей – вернуть человека в настоящее. Эта школа предполагает, что «поломка» состоит в том, что человека одолевают дисфункциональные мысли. Они влияют на настроение, а настроение на поведение. И все это взаимосвязанный процесс.
И это действительно механистический процесс, с помощью которого можно человека «починить» и даже проработать глубинные убеждения с помощью специальных техник. Но увы, когнитивно-поведенческая терапия не всемогуща. Оказалось, что с некоторыми проблемами она не справляется.
«Третья волна» этого направления (первая была поведенческой, вторая – когнитивно-поведенческой, а третья сделала акцент на осознанности) – это обогащенные новым видением подходы. Одна из них работает с процессом избегания (ACT), другая обращена на чувство стыда и самокритики (DBT, CFT). А третья работает с нарушениями привязанности и жесткой самокритикой (схема-терапия). Последний метод стал для меня основным.
Схема-терапия сочетает в себе идеи и техники из гештальта, психодрамы, психодинамического подхода и когнитивно-поведенческого. Она отлично структурирована и проясняет источники проблем, с которыми человек сталкивается во взрослом возрасте. Основа – теория привязанности, согласно которой - основой проблем текущих являются неудовлетворенные в детстве потребности. И нарушения привязанности.
Обращение к детству важно. Оно дает много важной информации. Это ценно и для того, чтобы проследить, как развивались и с течением времени укреплялись определенные паттерны мышления (повторяющиеся мысли, убеждения и связанные с ними чувства). И для того, чтобы через специальные упражнения с опытом прошлого исцелить эти схемы. И для того, чтобы научиться управлять этими схемами в текущем моменте.
Ребенок рождается с чистым сознанием. У него нет опыта взаимодействия с миром, он не знает его законы. Есть рефлексы и наследственность – физиология. Ключевой опыт (базовое чувство безопасности) закладывается в первые годы жизни. Постепенно ребенок усваивает через опыт общения с близкими то, как мир устроен, чего от него ждать, как проявлять себя. Безопасно ли проявлять чувства, можно ли быть уверенным в своих силах, стоит ли ожидать насилия, стабилен ли он, есть ли у него границы и так далее. С течением времени этот опыт подкрепляется через повторение одних и тех же действий и фокусировки на том, что подтверждает уже имеющиеся убеждения. Взрослый человек – это человек с опытом, убеждениями и ожиданиями, которые формировались всю жизнь. Глубинные изменения происходят все же через работу с детством. Это может быть непросто, но это целительно.
Работать с детством не всегда обязательно. Если нет времени, запрос поверхностный и достаточно проработать настоящее, если уже был опыт терапии, то вполне можно обойтись коучинговыми инструментами или техниками из таких терапевтических направлений как ОРКТ (ориентированная на решение краткосрочная терапия), КПТ, ACT, CFT.